Юридическая помощь в любой ситуации

На протяжении 11 лет мы успешно отстаиваем интересы наших клиентов в суде. За это время мы помогли восстановить справедливость огромному количеству людей. Узнать больше »

Профессиональные юридические услуги для вашего бизнеса.

Вы смело можете доверить нам юридические дела любой сложности. Опыт нашей компании и безукоризненная репутация - вот наш залог успеха. Узнать больше »

Юридическая фирма «Правь» была основана в Самаре в 2003 году.

За время работы наша компания зарекомендовала себя как преуспевающая и надежная юридическая фирма. Наименование нашей организации выбрано не случайно, оно отражает миссию фирмы и наше отношение к делу. Узнать больше »

Время отдыхать. Доверьте решение юридических вопросов нам.

Вы смело можете поручить нам ведение ваших юридических дел. Напишите или позвоните нам. Мы дадим консультацию по любому вашему вопросу. Узнать больше »

К вопросу о заключении договоров с контрагентами, наделенными публично-правовым статусом

К вопросу о заключении договоров с контрагентами, наделенными публично-правовым статусом.

С появлением в России частной собственности очевидным стало увеличение гражданского оборота, а как следствие появление большого массива правоотношений, построенных на диспозитивных началах. При этом в соответствии с действующим законодательством в роли контрагентов могут выступать не только граждане и юридические лица, но и государственные органы, органы субъектов РФ и органы местного самоуправления.

На наш взгляд, на сегодняшний день в гражданско-правовых отношениях ярко выраженной является тенденция «размывания» различий между правовым статусом органов государственной власти и статусом юридических лиц. По мнению некоторых ученых юристов, органы государственной власти пытаются достичь большей экономической свободы, которую им может предоставить обретение статуса юридического лица1.

С одной стороны, ст.124 Гражданского кодекса РФ устанавливает равноправие всех субъектов гражданско-правовых отношений.

С другой стороны, государственные органы и органы местного самоуправления, в силу своего предназначения и публично-правового статуса, наделены особыми правами обязанностями и призваны выполнять ряд функций по защите общественных интересов.

На первый взгляд может показаться, что во исполнение п.4 ст.4 ФЗ «О государственной гражданской службе»2, провозглашающей принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих, у граждан не должно возникать правовых проблем при заключении договоров с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Однако, на практике на стадии заключения договоров зачастую происходит нарушение указанных выше принципов со стороны субъектов, наделенных публичным статусом.

В качестве примера можно привести заключение в 1997 году между гражданином А. и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Самары договора аренды земельного участка с правом выкупа в собственность на основании Постановления главы города Самары от 15.04.1996 года № 421 «О предоставлении в аренду, пожизненное наследуемое владение земельных участков гражданам после совершения сделок»3.

В июне 2010 года арендатором был отправлен запрос в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, которое является правопреемником Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Самары в области распоряжения землями, предназначенными для индивидуального жилищного строительства, о предоставлении указанного земельного участка в собственность за выкуп на основании ст. 624 ГК РФ, п. 8 ст. 22 ЗК РФ4.

Ответом на поданное заявление Министерство строительства и ЖКХ отказало гражданину А. в выкупе. Министерством был сделан вывод о том, что договор в части выкупа не может считаться заключенным, так как договор не содержит цены земельного участка, которая является существенным условием договора купли-продажи.

Таким образом, в настоящий момент сложилась ситуация при которой арендатор лишен возможности полной реализации своих прав, вытекающих из договора, на которые он разумно рассчитывал при его заключении.

Действительно, по действующему законодательству цена является существенным условием договора купли-продажи, а договор аренды с правом выкупа в собственность земельного участка можно считать «смешанным». Однако, в силу публичности статуса одной из сторон, у арендатора и арендодателя имелась и имеется возможность установления цены земельного участка на основании действующего законодательства (например, на основании Постановления Правительства «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. N 319, Постановления губернатора Самарской области от 13 мая 1997 г. N 136, Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 06.03.2002 N 568-р, в которых представлена формула расчета рыночной стоимости земельных участков населенных пунктов с использованием данных о размере арендной платы и мн.др.).

Ссылаясь на п.1 ст.624 ГК РФ, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства игнорируется смысл ч.2. этой же статьи, которая предусматривает возможность заключения дополнительного соглашения об установлении цены к договору или заключения договора о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.

Таким образом, Министерство строительства и ЖКХ своим отказом в выкупе земельного участка на основании того, что договор в части права выкупа является недействующим, фактически отказалось от исполнения функций правопреемника Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Самары, которым был заключен договор с отметкой о возможности осуществления арендатором выкупа земельного участка. Это, на наш взгляд, создает порочную практику безнаказанного нарушения условий гражданско-правового договора со стороны субъектов, наделенных властными полномочиями. Для государственных служащих создана возможность некорректного составления договоров с целью их последующего вольного толкования.

На основании рассмотренного выше примера можно сделать вывод о том, что в современной юридической практике государственными органами и органами местного самоуправления допускаются ошибки в составлении типовых форм договоров, предназначенных для последующего заключения с гражданами. Поэтому, вне зависимости от статуса выбранного контрагента, перед вступлением в договорные отношения следует обращаться за юридической помощью для правового анализа договоров и юридического сопровождения их заключения. Это поможет предотвратить неблагоприятные последствия и ущемление интересов граждан.